Является ли акция рекламой

Стимулирующие мероприятия и их правовое регулирование в рекламе

Реклама стимулирующих мероприятий является одной из наиболее популярной и часто встречающейся в рекламной практике. Реклама данных мероприятий имеет ряд существенных вопрос, которые необходимо рассмотреть в целях правильного право применения. Правовому регулированию рекламы стимулирующих мероприятий посвящена ст. 9 Закона о рекламе.

Основным вопросом применения данной статьи является вопрос отнесения тех или иных акций к стимулирующим мероприятиям. При этом, необходимо отметить, что понятие «стимулирующее мероприятие» является не совсем удачным, поскольку сам по себе процесс размещения рекламы уже является по сути стимулирующим мероприятием, поскольку реклама, исходя из ее определения и экономической сути, призвана формировать интерес к товару и стимулировать реализацию рекламируемого товара.

Также стоит отметить, что представляется не совсем правильным и корректным помещение статьи посвященной рекламе стимулирующих мероприятий в раздел общих требований к рекламе, поскольку «стимулирующие мероприятия» выделены в отдельную категорию, к которым предъявляются особые требования, то правильней было бы закрепить данные положения в раздел, посвященный рекламе отдельных видов товаров и услуг.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», под стимулирующим мероприятием понимается конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Таким образом, если в рекламном материале речь идет о скидке на товары, либо о предоставлении каждому покупателю при совершении покупки какого-то товара в подарок, то это не является стимулирующим мероприятием, подпадающим под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», так как отсутствует соревновательный процесс и победитель не определяется случайным образом.

Аналогичная позиция была отражена в Пленуме ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г., где сказано, что нормы упомянутой статьи Федерального закона «О рекламе» применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и только тогда, когда они проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Кроме того, в своём письме от 02.12.2011 N АК/44977 Федеральная антимонопольная служба (далее – «ФАС») отмечает, что мероприятие, по условиям которого предоставляются одинаковые подарки всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования этой статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, подобные подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

Таким образом, можно выделить следующие признаки отнесения акции к стимулирующему мероприятию, которое подпадает под регулирование ст.9 ФЗ «О рекламе», это:

Также следует обратить внимание на то, что с 1 июля 2014 г. вступила поправка в ст.9 ФЗ «О рекламе», которая установила запрет на проведение любых стимулирующих лотерей, при этом запрет на проведение стимулирующих мероприятий, идентичных по содержанию со стимулирующими лотереями, но в которых призовой фонд формируется за счет организатора акции, отсутствует. Таким образом рекламодатель может рекламировать стимулирующее мероприятие схожее с лотерей, в котором призовой фонд формируется за счет его собственных средств, но только теперь без уведомления госоргана о проведении мероприятия, как это ранее требовала ст. 7 Федерального закона № 138-ФЗ «О лотереях».

Следует также отметить, что реклама не стимулирующих лотерей в соответствии Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» возможна с учетом требований, указанных в ст. 27 данного закона, таким образом необходимо четко разграничивать, когда в рекламном материале речь идёт о стимулирующем мероприятии, а когда о лотерее.

Обратимся к определению лотерея и её отличительным признакам, которые описаны в Федеральном законе № 138-ФЗ «О лотереях», чтобы было легче её отграничить от стимулирующего мероприятия, которое регулируется ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно Федеральному закону № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Основными отличительными признаками лотереи от стимулирующего мероприятия являются:

Организаторами данных лотерей выступают Министерство спорта Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства РФ (Спецстрой России), подведомственное Минобороны России РФ и Министерство Финансов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, определить, когда в рекламном материале идёт речь о лотерее, а когда о стимулирующем мероприятии не представляется затруднительным.

В ст. 9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе стимулирующего мероприятия обязательно должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Попробуем разобрать в каком виде это должно быть.

Также следует отметить, что Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» устанавливает необходимость указания сроков проведения стимулирующего мероприятия непосредственно в тексте рекламы, срок должен быть указан полностью, включая год, иначе у потребителей отсутствует возможность достоверно определить срок, в течение которого проводится мероприятие.

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должен быть также указан источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. В связи с этим ВАС РФ в Пленуме «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» № 58 от 08.10.2012 г. обратил внимание на то, что эта норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.), где можно получить данную информацию.

Однако, исходя из ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником. Так в Решении Арбитражного суда Новосибирского округа от 11.08.2015 N А45-5701/2015 суд установил, что формулировка «Подробности акции по телефону 212-52-95» информацию до потребителя рекламы, предусмотренную п.2 ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», не доводит.

На основании вышеизложенного, если стимулирующие мероприятие отвечает признакам, указанным выше, и подпадает под действие ст.9 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», то в рекламном материале должна быть обязательно информация приблизительно следующего содержания: «Срок проведения акции с … по…. Подробности об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения по телефону _________/на сайте _______».

Больше полезных, практических материалов по рекламному закону в моей книге «Законы рекламы. Право для маркетинга».

Источник

Что является рекламой, а что нет?

Мы изобразили в виде таблицы основные положения письма ФАС РФ от 27.12.2017 г., чтобы Вы точно смогли разграничить рекламу и вывеску.

Что не признается рекламой?

Что признается рекламой?

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой

1. Информация, содержащая выражения «Добро пожаловать», «Въезд 24 часа», «Выезд», «Счастливого пути» и т.п., размещенная на конструкции, в том числе установленной при въезде или выезде на территорию, занимаемую организацией, не является рекламой.

Информация, содержащая прямое указание на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес потребителей

1. Информация, размещенная на фасаде здания, содержащая выражения «Покупайте продукцию «name» компании «name»!».

Информация, содержащая указания на объект, не являющийся по сути «рекламным», т.е. не подпадающий под понятие «товар» (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот)

1. Размещение на фасаде торгового объекта или магазина изображения красивого пейзажа, смешной картинки, природного явления и т.д.

Информация, содержащая указания на объект, являющийся по своей сути рекламным объектом

1. Размещение изображения товарного знака на продукции организации.

Информация, не индивидуализирующая объект рекламирования, т.е. не содержащая следующую информацию:

— о наименовании организации

— названий товаров (работ, услуг)

— средств индивидуализации юридических лиц

— товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар (объект рекламирования) среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним.

1. Размещение на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, пейзаж, бутылка вина, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров.

Информация, индивидуализирующая объект рекламирования

1. Вывеска на здании с изображением товарного знака продукции компании, характеристикой товара и ценой.

Сведения справочно-информационного характера, размещенные на конструкциях-указателях вне места нахождения организации

Сведения справочно-информационного, размещенные в месте нахождения организации

1. Информация, содержащая сведения о профиле деятельности организации или ассортименте реализуемых товаров и услуг и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц;

2. Размещение коммерческого обозначения организации в месте ее нахождения, иной информации для потребителей в месте реализации товара, оказания услуг (информации о режиме работы, товаре и даже ассортименте), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой (информация для потребителей нерекламного характера);

3. Крышная конструкция на торговом центре в виде указания названия данного торгового центра.

Информация, размещенная на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, с индивидуализацией товаров, наименования юридических лиц

1. Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

Информация, обязательная к размещению в силу закона (п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе») или обычая делового оборота

1. Размещение на конструкции, на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования;

2. Размещение информационных табло с указанием наименования АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе стоимости реализуемого моторного топлива на территории АЗС и при приближении к АЗС, является сложившимся обычаем делового оборота, такие табло рекламой не являются (размещение сведений об АЗС иными способами может рассматриваться в качестве рекламы).

Целью размещения информации о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте входа в организацию или месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании)

1. Если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании, а также иной обязательной в силу закона информации, не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица. Однако если организация занимает лишь часть многоэтажного здания, то размещение крышной конструкции рассматривается как реклама данной организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А82-1685/2007-11, N А70-8499/10-2006.

Информация, содержащая справочные сведения

1.Справочно-информационные, аналитические материалы, обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний;

2.Конструкция с изображением в виде креста, размещенная на здании, в котором осуществляет свою деятельность аптека (в качестве указания профиля деятельности организации без указания на конкретный товар как объект рекламирования);

3.Информирование о культурных мероприятиях (театральные афиши и киноафиши);

4.Размещение информации на фасаде здания рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность организация, либо непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании.

Сведения, не являющиеся по своей сути справочными (в т.ч. не раскрывающие обязательную информацию для потребителей)

1. Конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией рекламных акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы,объявления, либо иную информацию об определенном лице или товаре, товарном знаке и иных средств индивидуализации, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае их размещения непосредственно в месте нахождения организации.

Источник

По каким признакам отличить информирование от рекламирования?

Автор: Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Размещение на территории учреждения информации о нем и его услугах – обычная практика. Для этого используются стационарные конструкции, выносные штендеры, наклейки, плакаты… Сама информация тоже бывает разной: от вывесок «Добро пожаловать!» и театральных афиш до оповещения об акциях и привлечения внимания к отдельным услугам. В каких случаях действия учреждения подпадают под нормы Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»? Когда требуется разрешение на установку рекламной конструкции?

Разграничить понятия «информация» и «реклама», «конструкция, носящая информационный характер», и «рекламная конструкция», по-прежнему бывает непросто. На это указывают регулярные разъяснения ФАС и судебная практика. Согласно последней ошибаются не только производители товаров и поставщики услуг, разместившие информацию (а на самом деле – рекламу), но и контролирующие органы, которые неправомерно относят конструкции к рекламным.

Более того, судебная практика тоже неоднородна. В одних случаях информация признается рекламой, а конструкция рекламной, и нарушение требований Закона № 38-ФЗ подтверждается. В других – похожая информация считается справочной, в действиях организации не усматривается нарушений. Все дело в том, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела (содержание такой информации, все обстоятельства ее размещения). А это и есть почва для возникновения противоположных мнений.

Рассмотрим самые распространенные случаи отнесения сообщений к информации либо рекламе.

Признаки и примеры информации

Как сказано в ч. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ, он не распространяется:

на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой обязательно в силу закона (п. 2);

на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой (п. 3);

на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (п. 5).

Эти сообщения относятся к информации, которая не преследует рекламных целей. В качестве примера ФАС в Письме от 27.12.2017 № АК/92163/17 привела несколько случаев, когда информация не будет признана рекламой. Назовем четыре.

1. Размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте оказания услуг. Сюда относятся, например, сведения о режиме работы, реализуемых товарах, предоставляемых услугах.

Такая информация должна быть доведена до потребителей в силу ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1. Данная норма гласит: изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, указав все это на вывеске. Здесь поставлена цель известить неопределенный круг лиц о фактическом местонахождении организации и (или) обозначить место входа. Цели, связанные с рекламой, не преследуются.

Манера оформления вывески (табличка, закрепленная на фасаде здания, электронное табло с «бегущей строкой» и др.) значения не имеет.

Не может рассматриваться как реклама и другая информация, размещенная в месте нахождения организации (п. 3 Письма № АК/92163/17):

ее коммерческое обозначение, не совпадающее с официальным наименованием;

контактная информация (номер телефона и официальный сайт), не содержащая конкретных сведений о товаре, условиях его приобретения или использования;

информация о профиле деятельности организации или ассортименте реализуемых товаров, услуг;

информация, обязательная к размещению, но неполная (например, только наименование без указания адреса и режима работы).

Если информация для потребителей размещается в месте оказания услуг, суды не находят в этом нарушений: не расценивают ее как рекламу и не требуют выполнения норм Закона № 38-ФЗ. Пример – Постановление АС ВВО от 17.07.2019 № Ф01-2813/2019 по делу № А43-31359/2018, в котором арбитры поддержали поставщика услуг.

2. Вывески с фразами «Добро пожаловать!», «Выезд», «Счастливого пути» и т. п. Эти фразы, нанесенные на конструкцию (в том числе установленную при въезде или выезде на территорию учреждения), тоже не содержат указания на объект рекламирования. Закон № 38-ФЗ в этих случаях не применяется (п. 5 ч. 2 ст. 2).

Важно, чтобы размещаемая таким способом информация не содержала названий или характеристик товаров, товарных знаков, наименования юридических лиц, в том числе организации, на въезде (выезде) в которую установлена конструкция. Иначе это будет уже реклама (п. 2 Письма № АК/92163/17).

3. Информация об аренде помещения с указанием номера телефона, размещенная на здании непосредственно в месте нахождения данного помещения – на его внешней стене или в пределах его окон. Это считается объявлением, которое предназначено для информирования о статусе помещения, имеет справочный характер и не подпадает под понятие рекламы (п. 6 Письма № АК/92163/17).

4. Театральные афиши и киноафиши, устанавливаемые на зданиях учреждений культуры. Информация о репертуаре тоже носит справочно-информационный характер и направлена на информирование граждан о проводящихся культурных мероприятиях. Закон № 38-ФЗ здесь не применяется, а конструкции не считаются рекламными (п. 6 Письма № АК/92163/17).

Во всех четырех случаях размещаемые сведения не подпадают под действие Закона № 38-ФЗ. Разрешение органа местного самоуправления на установку и эксплуатацию конструкций, на которых указывается такая информация, получать не нужно.

Признаки и примеры рекламы

Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 38-ФЗ реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. То есть цель рекламы – привлечь внимание потребителей к поставщику услуг, его продукции и укрепить его рыночные позиции. На этот признак и надо ориентироваться при разграничении информации и рекламы.

При отнесении сообщения к рекламе требования Закона № 38-ФЗ соблюдать уже нужно (в том числе те, которые касаются получения разрешения на установку и эксплуатацию конструкции). В частности, это надо делать тогда, когда размещаемое сообщение не относится к исключениям, перечисленным в ч. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ, то есть не является «просто» информацией.

Впрочем, провести черту между двумя рассматриваемыми понятиями в тех ситуациях, когда организация при размещении сведений справочного характера добавляет к ним рекламную информацию, все же сложно. Приведем разъяснения ФАС по этому поводу.

В пункте 3 Письма № АК/92163/17 ведомство указало: информация, не относящаяся к обязательной для размещения, характеризующая реализуемый товар или услугу, формирующая потребительский интерес к ним или юридическому лицу, считается рекламой. Например, это касается установки в месте нахождения организации конструкций, информирующих не только о самой организации, но и о проводимых акциях, действующих скидках, содержащих лозунги или слоганы. Такие конструкции считаются рекламными вывесками, а значит, на них распространяются нормы ст. 19 Закона № 38-ФЗ.

Иногда подобные ситуации бывают запутанными: поставщику услуг и привлекшему его к административной ответственности контролирующему органу приходится пройти несколько судебных инстанций, прежде чем спор разрешится. Но и выводы судов бывают разными.

Так, в одном случае арбитры подтвердили вину медицинской клиники, установившей на стене своего здания конструкцию (Постановление АС ВВО от 29.01.2016 № Ф01-5922/2015 по делу № А43-17212/2015). На конструкции помимо сведений, обязательных к размещению (наименование юридического лица, профиль деятельности, телефон), был указан слоган («Располагает к доверию»). Судьи подтвердили, что установка относится к рекламной и может эксплуатироваться только на основании разрешения органа местного самоуправления, которого у организации не оказалось. Правомерность назначенного клинике штрафа в размере 250 тыс. руб. была подтверждена.

В другом случае штраф в размере 500 тыс. руб. контролеры назначили университету. Учреждение пыталось отстоять свою правоту, но безрезультатно: три судебные инстанции встали на сторону контролеров (Постановление АС СЗО от 28.07.2021 № Ф07-8498/2021 по делу № А26-8442/2020). Вуз разместил баннер, на котором помимо наименования и входящих в его структуру институтов, указал телефон приемной комиссии, адреса страниц в социальных сетях и слоган «Будущее начинается здесь!». Арбитры отметили, что несмотря на расположение конструкции на земельном участке университета, по визуальной доступности для пешеходов, месту установки и размеру баннер предназначался для ознакомления неопределенному кругу лиц, а не только тем, кто находился на университетской территории. А слоган в контексте общей информации был направлен на формирование интереса к вузу с позиции восприятия положительных жизненных перспектив. Размещенная информация свидетельствовала о намерении учреждения выделиться среди иных вузов, то есть являлась рекламой.

А вот в третьем споре, участником которого тоже был университет, судьи вынесли решение в его пользу (Определение ВС РФ от 05.04.2018 № 303-КГ18-2401 по делу № А51-6437/2017). Вуз разместил на своем здании табло, на котором менялась информация. Помимо наименования учреждения, направлений подготовки и номера телефона на табло появлялся слоган «Твой путь к успеху!». Тем не менее арбитры посчитали, что размещенные сведения по своему характеру не были направлены на привлечение внимания новых потребителей к услугам учреждения, в информации отсутствовали элементы, позволяющие сформировать положительное представление о деятельности университета и позитивное отношение к нему, и признали, что требования Закона № 38-ФЗ на эту информацию не распространяются.

Признаки и примеры рекламной конструкции

Согласно ч. 9 ст. 19 Закона № 38-ФЗ рекламная конструкция может устанавливаться и эксплуатироваться только при наличии соответствующего разрешения органа местного самоуправления. Если же конструкция, содержащая некую информацию, будет признана рекламной, но разрешения у организации не окажется, ту привлекут к административной ответственности. Должностному лицу будет грозить штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., а юридическому лицу – в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. (ст. 14.37 КоАП РФ). Таким образом, ошибки в определении характера размещаемой информации и устанавливаемой конструкции могут привести к крупному штрафу.

Определяя, относится ли конструкция к информационной вывеске или рекламе, следует учитывать не только содержание информации, но и все обстоятельства ее размещения. Назовем четыре из них.

1. Соблюдение требований к информационным конструкциям, прописанных в правовых актах органов местного самоуправления. Это может касаться допустимого размера вывески, их количества, содержания и т. п. Вывеску признают рекламной, если она нарушает установленные на муниципальном уровне правила, например, не соответствует утвержденному эскизному проекту (см. Определение ВС РФ от 05.11.2020 № 309-ЭС20-17612 по делу № А60-40401/2019) или больше по размеру, чем установлено местными требованиями (см. Определение ВС РФ от 01.07.2019 № 304-ЭС19-10283 по делу № А45-15953/2017).

2. Наличие на конструкции всех необходимых сведений, обязательных в силу закона (например, предусмотренных Законом № 2300-1). В этом случае вывеска будет информационной.

3. Наличие на конструкции иных, не предусмотренных Законом № 2300-1, сведений, надписей или изображений, которые направлены на привлечение и поддержание внимания к объекту рекламирования. Здесь вывеску признают рекламной.

4. Место расположения конструкции. Информация для потребителей, размещенная непосредственно в месте оказания услуг, не относится к рекламе, а такая конструкция – к рекламной. Другое дело, когда та же самая информация присутствует в ином месте. Скажем, конструкция с наименованием организации, названием товаров (работ, услуг) либо указанием на средства индивидуализации юридического лица установлена на территории, прилегающей к зданию, где осуществляет деятельность организация. Как отмечено в п. 3 Письма № АК/92163/17, подобные установки не относятся к тем, которые расположены в месте нахождения организации, а потому считаются рекламными. Получать в этих случаях разрешение на установку и эксплуатацию конструкции нужно.

А вот если конструкция располагается внутри зданий, строений, сооружений, требования ст. 19 Закона № 38-ФЗ о необходимости получения разрешения не применяются (Письмо ФАС РФ от 03.06.2021 № АК/45295/21 (далее – Письмо № АК/45295/21)). Даже если сведения имеют рекламный характер, под нормы о наружной рекламе они не подпадают.

Приведем примеры отнесения конструкции к рекламной или информационной.

1. Крышная установка с наименованием организации и иной обязательной в силу закона информации. Если учреждение занимает все многоэтажное здание, размещаемые сведения нельзя назвать рекламой, ведь конструкция на крыше оповещает о месте нахождения юридического лица. Но если учреждение занимает лишь часть многоэтажного здания, установка крышной конструкции расценивается как реклама (п. 7 Письма № АК/92163/17). То есть в первом случае разрешение на эксплуатацию конструкции не требуется, а во втором – необходимо.

2. Реклама, размещаемая на здании (его окнах) с помощью краски или наклейки плакатов, пленки. Хотя информация здесь и носит рекламный характер, получать разрешение на установку рекламной конструкции не надо. Здесь нет технического средства стабильного территориального размещения, то есть самой рекламной конструкции (Письмо № АК/45295/21, п. 8 Письма № АК/92163/17). А значит, распространение такой рекламы не подпадает под регулирование ст. 19 Закона № 38-ФЗ.

Отметим, что ФАС неоднократно высказывала мнение о том, что под средствами стабильного территориального размещения понимаются конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества. Такая связь делает невозможным монтаж или демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов т. п.). Однако есть прецеденты, когда суды все же признавали стабильно закрепленной рекламной конструкцией информацию на самоклеящейся пленке, нанесенной на стекла здания, и подтверждали правомерность штрафа на организацию в размере 250 тыс. руб. (см. Постановление АС СЗО от 22.05.2020 № Ф07-4975/2020 по делу № А56-99644/2019).

3. Выносные штендеры, устанавливаемые около организации. Переносные конструкции выставляются на часть дня на улице (тротуаре) рядом с организацией. Как сказано в п. 8 Письма № АК/92163/17, они тоже не относятся к техническим средствам стабильного территориального размещения и не подпадают под понятие рекламной конструкции.

Нюансов при определении характера той или иной размещенной информации много – на это указывают многочисленные разъяснения официальных органов и разнообразная судебная практика. Но главное правило таково: если конструкция не признается рекламной, разрешение на ее эксплуатацию не требуется, даже когда само сообщение имеет рекламный характер, если же конструкция является рекламной, получить разрешение необходимо (в том числе в случаях, когда сами сведения рекламой не считаются).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector