Участие россии в миротворческих акциях во вьетнаме и афганистане дата

От Анголы до Вьетнама. Ко Дню воинов-интернационалистов

1487102022 voiny internacionalisty

1487063116 b9ed70a6

Хотя советские военнослужащие участвовали в боевых действиях за пределами СССР и до Второй мировой войны (Гражданская война в Испании, Гражданская война в Китае), особенно серьезных масштабов практика применения воинов-интернационалистов достигла в послевоенный период. С конца 1940-х гг. в странах Азии и Африки активизировались национально-освободительные движения, выступавшие за освобождение своих стран от колониальной зависимости. Поддержка антиколониальной борьбы вполне укладывалась в рамки господствующей в СССР идеологии, но кроме идейных соображений Советский Союз руководствовался и более приземленными задачами — не допустить установления в целом ряде стран Азии и Африки проамериканских режимов.

Возникло понятие «интернациональный долг», который заключался в противостоянии социалистических стран мировому империализму в самых разных его проявлениях. Советский Союз, а также другие социалистические страны, включая Кубу, Китай, КНДР, ГДР, стали оказывать военную помощь национально-освободительным движениям, народно-демократическим правительствам, революционным и коммунистическим организациям, ведущим вооруженную борьбу против своих оппонентов. Поскольку за спинами противников деколонизации или народных демократий, чаще всего, стояли США и другие страны Запада, революционеры «третьего мира» нуждались в масштабной военной помощи — и СССР им ее предоставлял, не только в виде военной техники и боеприпасов, но и в виде военных советников, инструкторов, а то и прямой силовой поддержки посредством отправки контингентов советских войск.

Одним из первых примеров участия советских военнослужащих в боевых действиях за пределами СССР после Второй мировой войны можно назвать военную помощь Народно-освободительной армии Китая в 1946-1950 гг. Во многом, именно помощь Советского Союза сыграла одну из ключевых ролей в победе китайских коммунистов над силами Гоминьдана и в создании Китайской Народной Республики. Советские военные специалисты оказывали помощь в обслуживании военной техники, подготовке командного и инженерного состава НОАК.

К концу декабря 1949 года помощь НОАК оказывали 1012 советских военных специалистов. Однако, помимо военных советников и инструкторов, в боевых действиях в Китае принимали участие целые воинские части и соединения истребительной авиации и зенитной артиллерии ПВО. Поскольку НОАК не располагала собственными высококвалифицированными летчиками, авиаинженерами, специалистами противовоздушной обороны, защиту неба над освобожденными районами Китая взяли на себя советские военнослужащие. Советская авиация сыграла важнейшую роль в защите Шанхая и окрестностей от налетов военно-воздушных сил Гоминьдана. Разумеется, длительное оказание военной помощи Китаю сопровождалось внушительными человеческими потерями. Так, по некоторым данным, до 900 советских военнослужащих погибли в 1946-1949 гг. на китайской земле. В КНР есть несколько захоронений советских воинов, участвовавших в боевых действиях на территории страны. В списках погибших — офицеры, сержанты, рядовые Советской Армии.

1487063202 10 sovetskie letchiki voevavshie v koreeСоветская армия принимала участие и в Корейской войне, хотя оно не афишировалось. Боевые действия на Корейском полуострове стали одним из первых примеров открытого противостояния социалистического и капиталистического миров в «Холодной войне». На помощь Южной Корее пришли США и многочисленные союзники Вашингтона, помощь Северной Корее оказывали, в первую очередь, Советский Союз и Китай. От СССР в боевых действиях участвовали, прежде всего, Группа советских военных специалистов в Корее и 64-й истребительный авиационный корпус. Общая численность советских военнослужащих, принимавших участие в конфликте, достигала 30 тысяч человек. В состав 64-го ИАК входили все летные и зенитные части и подразделения, задействованные в боевых действиях в Корее. За время своего участия в войне пилоты 64-го истребительного авиакорпуса совершили около 64 000 боевых вылетов и провели 1 872 воздушных боя. Потери корпуса составили 335 самолетов. В боевых действиях погибли не менее 120 летчиков и 68 зенитчиков. Всего же в боевых действиях в Корее погибли и умерли от ран не менее 300 советских военнослужащих, в том числе 160 офицеров истребительной авиации и зенитной артиллерии.

Советские воины-интернационалисты принимали участие в национально-освободительной борьбе народов Индокитая против проамериканских режимов, а затем и американских интервентов. Так, еще в 1960 г. во Вьетнам были направлены экипажи транспортных самолетов, которые занимались доставкой помощи партизанам фронта «Патет Лао» в Лаосе. Всего же с 1960 по 1970 гг. в Лаосе побывали 113 советских военнослужащих, в основном это были офицеры — летчики. Куда более масштабным было участие советских военнослужащих во Вьетнамской войне — одном из самых кровопролитных конфликтов послевоенной истории ХХ века. Более 6 тысяч советских военнослужащих, в первую очередь — летчиков, специалистов зенитной артиллерии, инженерных служб, в разное время принимали участие в боевых действиях во Вьетнаме, потери советских военных специалистов составили 7 человек — по официальным данным.

В 1956 и в 1968 гг. советским военнослужащим пришлось принимать участие в операциях на территории стран Варшавского договора — соответственно, Венгрии и Чехословакии. В 1956 году советские войска были введены в Венгрию — для подавления антикоммунистического выступления, переросшего в настоящее восстание, угрожавшее политическому строю Венгрии и ставившее под вопрос перспективы дальнейшего пребывания ВНР в социалистическом лагере. Именно советские войска сыграли ключевую роль в подавлении Будапештского восстания и восстановлении порядка на территории страны. В общей сложности на территории Венгрии были задействованы не менее 31,5 тыс. советских солдат и офицеров, потери составили 669 убитых, 1251 раненых, 51 пропавших без вести. Таким образом, Венгерские события по количеству и задействованных войск, и человеческих потерь стали наиболее масштабным к тому времени примером использования советских войск за рубежом.

1487063473 pic 7f07feb66c78c4e3ec1276597285e649

В конце августа — начале сентября 1968 года советские войска участвовали в операции «Дунай» на территории Чехословакии — опять же, с целью подавления антикоммунистических выступлений в стране. На территорию Чехословакии были введены войска СССР, ГДР, ПНР, ВНР и НРБ. Советские войска насчитывали около 170 тыс. солдат и офицеров и включали 18 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 22 авиационных и вертолётных полка.

Еще одним «горячим регионом» планеты, в конфликтах которого успели принять участие советские военнослужащие, был Ближний Восток. В первую очередь, речь идет об Арабо-израильском конфликте, растянувшемся на десятилетия. В 1950-е — начале 1970-х гг. главным объектом советской военной помощи на Ближнем Востоке был Египет. СССР оказывал поддержку национально-социалистическому руководству страны, во главе которого находился Гамаль Абдель Насер. В первую очередь, Советский Союз поставлял Египту вооружение, однако, поскольку уровень подготовки египетских военнослужащих, особенно летчиков и технических специалистов, был крайне низким, в эту страну были направлены военные советники и инструкторы.

В 1967 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем. К марту 1970 г. в Египет прибыли 1,5 тыс. советских военнослужащих с новейшими ЗРК, и около 150-200 летчиков истребительной авиации. К концу 1970 г. численность советских войск в Египте возросла до 20 тыс. военнослужащих. В первую очередь, советские военнослужащие служили в переброшенных в Египет зенитно-ракетных дивизионах, в отправленных в зону Суэцкого канала корабельных экипажах и в истребительной авиации. В боевых действиях в Египте погибли более 40 советских военнослужащих — моряки, зенитчики, авиаторы, военные советники общевойскового профиля. Кроме Египта, советские военнослужащие, а именно — военные советники и экипажи транспортной авиации, принимали участие в гражданской войне в Йемене в 1962-1969 гг. Советские военные советники находились в Сирии, где выполняли обязанности по оказанию консультативной помощи армии Сирийской Арабской Республики.

В 1982 г. советские войска были направлены в Сирию — в связи с очередным обострением сирийско-израильских отношений. Руководством СССР было принято решение направить в Сирию 3 зенитно-ракетных полка дальнего действия, технический полк и подразделения РЭБ общей численностью в 5-6 тыс. военнослужащих. Советские солдаты и офицеры были переброшены в Сирию в гражданской одежде, под видом туристов. В Сирии советские войска находились до июля 1984 года.

С оказанием помощи национально-освободительным движениям Африки связана долгая история советского военного присутствия на континенте, растянувшаяся на несколько десятилетий. Еще в 1962-1964 гг. советские военные специалисты оказывали помощь молодому суверенному Алжиру в разминировании его территории — ликвидации последствий долгой и кровопролитной борьбы крупнейшей французской колонии в Северной Африке за свою политическую независимость. 27 июля 1963 г. между Советским Союзом и Алжиром было подписано соглашение о безвозмездном проведении СССР разминирования алжирской территории. В республику прибыли более 100 советских военных специалистов — минеров.

Советские военные специалисты сыграли важнейшую роль в войнах на территории бывших португальских колоний Анголы и Мозамбика. В Мозамбик советские военные специалисты были направлены в 1976 году. Это были военные советники и переводчики, служившие при частях и соединениях Народно-освободительных сил Мозамбика (ФПЛМ). За годы вооруженного конфликта в Мозамбике погибли 6 советских военнослужащих, еще 2 умерли от болезней.

1487063539 01 tanquistas cubanos en la guerra de angola

В 1977-1979 гг. советские военнослужащие принимали участие в боевых действиях на Африканском роге — Огаденской войне. Советский Союз принял решение об оказании военной помощи Эфиопии в вооруженном конфликте с соседним Сомали. С этой целью в Эфиопию были направлены внушительные контингенты Революционных вооруженных сил Кубы и армии Южного Йемена, и свыше 1,5 тысяч советских военных советников и специалистов. Потери советской стороны составили около тридцати военнослужащих. 1487063938 2e86964s 960

Навеки вписана в военную историю нашего государства война в Афганистане. Через Афганистан за десять лет войны прошли сотни тысяч советских военнослужащих. Поэтому именно с «афганцами», в первую очередь, и олицетворяют воинов-интернационалистов люди, далекие от военной службы и военной истории. Об участии Советской Армии в Афганской войне написано очень много, поэтому нет смысла лишний раз пересказывать уже изложенное. Стоит лишь отметить, что проблемы многих воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, часто не решены до сих пор — государство не оказывает той поддержки, на которую вполне справедливо могут рассчитывать бывшие офицеры и солдаты, отдававшие свой интернациональный долг за пределами страны.

После распада Советского Союза в обществе активно пропагандировалась точка зрения о том, что участие российских граждан в вооруженных конфликтах за рубежом осталось в прошлом. Тенденциозные политики и журналисты пытались убедить общество в исключительной вине Советского Союза за использование советских военнослужащих в зарубежных войнах. Однако, сама жизнь показала ошибочность подобных размышлений.

Россия — великая держава, и как любой державе ей приходится отстаивать свои геополитические интересы, в том числе и прибегая к вооруженному вмешательству. Особенно, если на карту поставлена национальная безопасность самого российского государства, которая неразрывно связана с такими актуальными направлениями как, например, борьба с международным терроризмом. В наши дни несут службу за пределами России, ежечасно и ежеминутно рискуя своими жизнями, военнослужащие российской армии и других силовых структур. В первую очередь, это наши военные, сражающиеся в Сирии против террористов. Безусловно, нельзя забывать и о тысячах отставных военных, отправившихся защищать народ Донбасса.

1487063955 b92fffcs 960

Главной проблемой, которая требует решения на государственном уровне, сегодня остается вопрос о социальной (в том числе финансовой) поддержке участников боевых действий за пределами страны. К сожалению, часто воины, героически защищавшие интересы своей Родины, остаются без заслуженных наград, без существенной материальной помощи (ветераны боевых действий, как мы знаем, получают очень небольшие выплаты, если они не являются военными пенсионерами). Но не менее важен и иной аспект — когда «их там нет», то офицеров и солдат не чествуют официально, всячески стремятся скрыть само их участие в определенных конфликтах.

Остается поздравить всех воинов-интернационалистов с этой памятной датой, пожелать им здоровья, поменьше потерь и в боевое, и в мирное время. Вечная память всем погибшим воинам-интернационалистам и тем из них, кто ушел из жизни уже после возвращения на Родину.

Источник

Тест с ответами по теме : Внешняя политика РФ. рубеж XX-XXI в.

Внешняя политика РФ

1.Что относится к внешней политике России в 1992-1999 гг.?

1)вывод советских войск из Афганистана

2) присоединение к программе НАТО «Партнерство во имя мира»

4) конфликт с Китаем

4) участие России в миротворческих акциях во Вьетнаме и Афганистане

2. Какое событие произошло в 1996 г.?

1)вступление России в Совет Европы

2)подписание Договора о СНВ-2

3) объединение Германии

4) подписание программы «Партнерство во имя мира»

3.Россия осудила операцию НАТО в Сербии в

1) 1992 г. 2) 1996 г. 3) 1999 г. 4) 2000 г.

4.Отметьте последствие перестройки для внешней политики РФ в 1992- 1999 г.

1) укрепление обороноспособности страны

2) расширение НАТО на восток

3) усиление позиций России в странах бывшего соцлагеря

4)создание российских военных баз на территории государств Юго-Восточной Европы

1)усиление России на международной арене

4) окончание «холодной войны»

6. Для развития взаимоотношений России и стран СНГ в 90-е гг. XX характерно

1) расширение экономических контактов

2)усиление позиций России в ГУАМ

3)увеличение количества участников СНГ

4)урегулирование споров вокруг собственности бывших союзных республик

7.Какое из названных событий произошло в 2000 г.?

1)подписан договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП)

2)подписано соглашение об образовании Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭс)

3)образовано Союзное государство в составе России и Белоруссии

8. В н. 2000-х гг. Россия во внешней политике сблизилась

1) с Францией и Германией 2) с США и Великобританией

3) с США и Японией 4) с Китаем и Австралией

9. Министры иностранных дел России в 2000- 2008 гг

1) М.Суслов и Э.Шеварнадзе 2)С.Лавров и И.Иванов

3)Е.Примаков и А.Козырев 4)С.Миронов и С.Шойгу

10.Что является результатом внешнеполитического курса России в 2000-2008 гг.?

1)прекращение «холодной войны»

2)снижение угрозы международного терроризма

3)усиление влияния России в Азии и Латинской Америке

4)прекращение деятельности военных блоков

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

a loader

Номер материала: ДБ-1275135

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

placeholder

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

placeholder

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Начиная с 1992 г. Россия активно включилась в миротворческий процесс на территории Содружества Независимых Государств (СНГ)

Миротворческая деятельность

На исходе ХХ века в результате окончания «холодной войны» и распада социалистического блока произошло коренное изменение сложившегося баланса сил и сфер влияния, начался процесс активного распада многонациональных государств, появились тенденции к пересмотру устоявшихся послевоенных границ. В разрешении многочисленных споров и конфликтов в различных регионах мира постоянно участвует Организация Объединенных Наций (ООН).

В ряде миссий принимали и принимают участие достаточно крупные воинские контингенты сил ООН, получившие название «миротворческих сил» (МС).

После распада СССР Российская Федерация в качестве его правопреемницы продолжила участие в ряде миссий ООН по поддержанию мира.

Представители России находились в составе пяти групп военных наблюдателей ООН, входивших в состав сил по поддержанию мира:

· на Ближнем Востоке (в Египте, Израиле, Сирии, Ливане; на ирако-кувейтской границе);

· Позже российские наблюдатели стали командироваться в Анголу и ряд других стран и регионов.

Балканы:

В апреле 1992 г. – впервые в истории миротворческой деятельности России – на основании резолюции Совета Безопасности ООН и Постановления Верховного Совета Российской Федерации в бывшую Югославию был направлен российский 554-й отдельный батальон ООН. Российские миротворцы достойно представляли наши Вооруженные Силы и внесли значительный вклад в проведение первой миротворческой операции на Балканах, проходившей в 1992 –1995 гг.

Продолжением стала вторая миротворческая операция ООН в апреле 1995 г. В ней активное участие принимала и другая российская воинская часть – 629-й отдельный батальон ООН. В течение двух лет этот воинский контингент находился в Сараево.

Международная операция по поддержанию мира в Боснии, проведение которой началось с создания в 1996 г. Сил по выполнению Соглашения (ИФОР), впоследствии замененных Силами по стабилизации (СФОР), вошла в историю как пример успешных действий мирового сообщества по прекращению вооруженного конфликта. В выполнении задач ИФОР участвовала российская отдельная воздушно-десантная бригада миротворческих сил в Боснии и Герцеговине, которая была сформирована в соответствии с Указом Президента России и директивой министра обороны РФ от 11 ноября 1995 г.

Начиная с 1992 г. Россия активно включилась в миротворческий процесс на территории Содружества Независимых Государств (СНГ).

· Конфликт в Приднестровье. Приднестровье – это полоса земли на востоке Молдавии вдоль реки Днестр. До 1940 г. по реке проходила граница: земли к западу назывались Бессарабией и принадлежали Румынии, а Приднестровье было частью Советского Союза. После вступления советских войск в Бессарабию была образована Молдавская ССР. Уже в наше время, когда Молдавия, как и другие советские республики, вышла из Союза, приднестровцы в Тирасполе объявили, что отделяются от Молдавии, основываясь на том, что большинство жителей этой территории являются русскими и украинцами, и в 1940 г. их насильственно объединили с молдаванами. Власти Кишинева попытались силой восстановить целостность республики. Начался вооруженный конфликт. Активные боевые действия велись весной 1992 г. 21 июля 1992 г. было подписано российско-молдавское соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». В соответствии с ним в зону конфликта был введен российский миротворческий контингент в составе 6 батальонов для наблюдения за соблюдением условий перемирия и содействия поддержанию законности и правопорядка.

На конец 1996 г. в связи со стабилизацией обстановки общая численность российских миротворческих сил в регионе уменьшилась до 2 батальонов.

Целенаправленные и согласованные действия России по урегулированию конфликтной ситуации в Приднестровье привели к стабилизации и контролю за развитием обстановки в регионе. Итог действий миротворцев за пятилетний период: более 12 тыс. обезвреженных взрывоопасных предметов, около 70 тыс. изъятых единиц боеприпасов. Большую помощь «голубым каскам» в обеспечении их жизнедеятельности оказывали местные жители, руководители органов самоуправления, предприятий и организаций Приднестровья и Молдовы в целом. Благодаря совместным усилиям обстановка в зоне безопасности и в настоящее время остается управляемой и контролируемой. Окончательный вывод российских войск из региона будет определяться в ходе дальнейших переговоров и в тесной увязке с политическим урегулированием приднестровского конфликта.

· Конфликт в Южной Осетии начался в 1989 г., наиболее острая фаза пришлась на конец 1991-го – начало 1992 г. Он затронул не только Грузию, но самым непосредственным образом и Россию. Прибытие десятков тысяч беженцев с юга легло тяжелым бременем на Северо-Осетинскую Республику. Многие из них были расселены на землях, с которых в свое время были высланы ингуши. Одновременно среди осетин возникло движение за создание единого осетинского государства, независимого или же в составе Российской Федерации, что могло еще больше осложнить обстановку по обе стороны Большого Кавказского хребта.

Конфликтная ситуация в Южной Осетии развивалась следующим образом. 24 июня 1992 г. в Дагомысе удалось заключить трехстороннее соглашение о прекращении огня и направлении в район конфликта Смешанных сил по поддержанию мира для осуществления контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля. Российский контингент этих сил (500 чел.) численно примерно равнялся грузинскому и осетинскому батальонам (по 450 чел.). Смешанные силы по поддержанию мира в зоне грузино-южноосетинского конфликта проводят мероприятия по предотвращению и пресечению вооруженных столкновений и разведению конфликтующих сторон.

После прихода к власти в Грузии нового президента М. Саакашвили обстановка вокруг Южной Осетии вновь накалилась, так как грузинское руководство все более склоняется к военному решению проблемы непризнанной республики. В регионе сохраняется сложная обстановка. Хрупкая стабильность в Южной Осетии поддерживается лишь благодаря присутствию российских миротворческих сил. В случае их вывода ситуация может мгновенно выйти из-под контроля.

· Конфликт в Абхазии.

Сложности в подготовке операции: задержки с подписанием Мандата операции, ратификации решения об участия России (ничего не обсудили и не сделали)

Миротворческий контингент был представлен только Россией. Это противоречит стандартам ООН, по которым контингент, представляемый одной страной, не должен превышать 1/3 от общего количества участников операции; не было создано международное военное командование операцией, которой фактически руководит ГШ ВС РФ.

Одобрение операции со стороны ООН проходило весьма сложно, миротворческие подразделения так и не получили статуса “голубых касок” ООН.

В ходе проведения операции произошло частичное возвращение беженцев в районы, покинутые ими в ходе конфликта. Вместе с тем, именно затруднения в дальнейшем возвращении беженцев и невозможность для миротворческого контингента гарантировать их безопасность являются одной из причин затягивания сроков операции, которая, несмотря на ряд положительных промежуточных итогов, является пока наименее успешной из всех операций, проводимых на постсоветском пространстве.

Это связано не со “слабостью” самой операции (военные аспекты самой операции вполне функциональны, контингент справляется с поставленными задачами), а с отсутствием политической воли сторон к мирному решению проблемных вопросов пост конфликтного урегулирования.

Вывод миротворческих сил из зоны конфликта стимулирует там рост напряженности и, возможно, приведет к войне. Её исход будет примерно таким же, как и войны 1992-93 годов, однако, с гораздо более тяжелыми последствиями. Возможное возобновление боевых действий станет катализатором продолжающейся децентрализации Грузии, а в клубок противоречий будет втянута Россия, которая будет обязана взять под защиту собственных граждан. Такое развитие событий не отвечает интересам России, и ведет к серьезной дестабилизации в районе, примыкающем непосредственно к нестабильному Северному Кавказу. Мирный процесс урегулирования конфликта находится в тупике и существует вероятность его вооруженной эскалации.

В условиях глубокого недоверия между сторонами реализация любого мирного плана требует присутствия сил по поддержанию мира. Обстановка в зоне конфликта требовала немедленных действий, но неоднократные обращения конфликтующих сторон и России к ООН о необходимости незамедлительного принятия Советом Безопасности решения на проведение миротворческой операции привели лишь к направлению в Грузию миссии ООН. В связи с этим в июне 1994 г. в зону конфликта были введены воинские подразделения Коллективных сил по поддержанию мира.

Ядром этих сил стали российские подразделения общей численностью более 1800 человек, введенные 13 июня 1994 г. на основании решения Совета глав государств СНГ. Им ставились задачи по блокированию района конфликта, наблюдению за выводом войск и их разоружением, охране важных объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов и др. Правовой основой размещения КСПМ в зоне конфликта явилось грузино-абхазское Соглашение о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 г. Необходимо подчеркнуть, что в Соглашении речь идет о миротворческих силах СНГ. Однако ни одно государство не определило форму и степень своего участия в операции и реально в составе сил был задействован только воинский контингент России.

За время выполнения миротворческих задач специальным воинским контингентом Вооруженных Сил Российской Федерации в зоне грузино-абхазского конфликта проделана большая работа по недопущению эскалации вооруженного конфликта, частичному разминированию местности, оказанию помощи местному населению в налаживании жизни и быта после окончания боевых действий.

Положение вокруг абхазской проблемы обострилось после принятия 19 января 1996 г. Советом глав государств СНГ решения «О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии», которое предписывало некоторые ограничения в отношении экономических и иных связей стран – участниц СНГ с Абхазией. Обстановку осложняло все более явное стремление грузинского руководства решить абхазскую проблему силовыми методами. В частности, грузинский парламент по существу в ультимативной форме требовал изменить мандат Коллективных сил по поддержанию мира в Абхазии, придать им полицейские, принудительные функции.

Россия при проведении миротворческой миссии в Грузии стремилась строго следовать трем основным принципам миротворчества: беспристрастности, нейтральности, открытости; поддерживала грузинское руководство в вопросе территориальной целостности Грузии; активно подключала к абхазскому урегулированию государства – участники СНГ, ООН и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), при этом продолжая операцию по поддержанию мира в зоне конфликта.

В марте 1997 г. Совет глав государств СНГ дал положительную оценку деятельности Коллективным силам по поддержанию мира в Абхазии, отметив при этом важную роль, которую выполняют миротворцы «в стабилизации обстановки, создании условий безопасности беженцев и содействия скорейшему урегулированию конфликта». При этом было подчеркнуто, что около 80% населения по обоим берегам Ингури считают миротворцев единственным гарантом мира, спокойствия и стабильности в регионе.

Однако в середине 1997 г. ситуация в Абхазии вновь обострилась. Частично она затронула и российских миротворцев, очередной мандат которых истек 31 июля 1997 г. Каждая из конфликтующих сторон начала «по-своему» оценивать перспективы их деятельности и окончательного вывода (если на то будет решение Совета глав государств СНГ). Отказ официального Тбилиси подписать уже согласованный при посредничестве России протокол о грузино-абхазском урегулировании лишь усилил напряженность. Вскоре лидер Грузии Э. Шеварднадзе заговорил о необходимости проведения в Абхазии миротворческой операции по так называемому боснийскому (дейтонскому) варианту, основанному не на поддержании мира, а на принуждении к нему. Но мировое сообщество не поддержало подобные инициативы.

Что касается позиции второй стороны, то Министерство иностранных дел Абхазии видит в российских миротворческих силах основной стабилизирующий фактор в зоне конфликта. Присутствие миротворческих сил РФ, подчеркивают абхазские дипломаты, создает благоприятные условия для продвижения переговорного процесса по полномасштабному урегулированию. Только благодаря стабилизации обстановки в зоне безопасности, подконтрольной КСПМ, в Гальский район Абхазии вернулись около 70 тыс. беженцев. И менять россиян на кого-либо другого абхазская сторона не намерена.

Конфликт в Таджикистане. Вооруженный конфликт в стране развивался наиболее драматичным образом и приобрел весьма ожесточенные формы. По разным подсчетам, число погибших в ходе гражданской войны в этой стране составило от 20 тыс. до 40 тыс. человек. Около 350 тыс. вынужденно покинули свои дома, из них примерно 60 тыс. бежали в Афганистан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector