Экологическая акция в колледже
Проект «Экологическая перезагрузка»
Этот проект я представляла на областном конкурсе «Преподаватель года». Актуальность связана с проведением Года экологии в России
Просмотр содержимого документа
«Проект «Экологическая перезагрузка»»
Тема проекта: Экологическая перезагрузка
Проект направлен на вовлечение студентов и населения в реализацию социальных экологических проектов, акций и гражданских кампаний, привлечение жителей города Новокузнецка к общественному контролю за охраной окружающей природной среды; создание интерактивной экологической карты юга Кемеровской области как инструмента общественного экологического контроля, средство экологического образования и воспитания.
По данным общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» в 2016 году Кемеровская область заняла 36 место во всероссийском экологическом рейтинге, а город Новокузнецк стал седьмым в топе самых экологически грязных городов России.
На сегодняшний день Кемеровская область испытывает дефицит общественных организаций, реализующих социально значимые проекты в сфере защиты и охраны природы, а также экологического образования и просвещения. В результате:
недостаточно насыщено информационное поле об экологической безопасности, о правилах утилизации опасных бытовых отходов особенно в сельских районах области;
слабо развиты средства распространения успешного опыта реализации экологических проектов
активность жителей города Новокузнецка в решении экологических проблем можно оценить как достаточно низкую.
На решение этих проблем и направлен проект «Экологическая перезагрузка», связанный с развитием системы экологического образования в техникуме.
В рамках проекта для студентов техникума будет проведен курс «Экология Кемеровской области: проблемы и перспективы развития», который поможет восполнить пробел в экологическом образовании подрастающего поколения. Сформировать и воспитать гармоничную личность можно лишь через вовлечение молодежи в заботу об окружающей природной среде и, в первую очередь, вовлечение в общественный экологический контроль.
Кроме этого, планируется создать интерактивную экологическую карту Кемеровской области – это информационный ресурс в сети Интернет, на котором будет размещена информация о памятниках природы регионального значения, экологических тропах, пунктах приема опасных бытовых отходов, выявленных несанкционированных свалках, бесхозных водозаборных скважинах и т.п.
Также будет организовано участие студентов и жителей города в реализации социальных экологических проектов по благоустройству территории города, акций и общественном контроле за охраной окружающей природной среды.
Развитие экологической культуры и повышение социальной активности студентов и жителей города посредством их вовлечения в общественный экологический контроль и реализацию экологических проектов.
Проанализировать сложившуюся экологическую ситуацию в Кемеровской области и выявить приоритетные экологические проблемы.
Усовершенствовать систему экологического образования и просвещения студентов техникума на основе курса «Экология Кемеровской области: проблемы и перспективы развития».
Создать и обеспечить функционирование в сети Интернет интерактивной экологической карты юга Кемеровской области как инструмента оперативного общественного экологического контроля.
Организовать работу волонтерских экологических отрядов как формы осуществления общественного экологического контроля и проявления социальной активности студентов и жителей города.
В настоящий момент прямой альтернативы данному проекту нет. Существующие проекты в области экологии не имеют решения вышепоставленных задач и имеют разовое исполнение (шумовая карта, карта электромагнитного загрязнения и т.д.). Эти проекты, как правило, не публикуются в открытом доступе, что сильно ограничивает их практическую значимость.
Проект «Экологическая перезагрузка» рассматривается как системообразующий компонент экологического образования и развития социальной активности cтудентов, преподавателей и жителей города.
«Волонтеры»- участие в мероприятиях по благоустройству территорий и акциях по уборке и сбору ТБО
Студенты, преподаватели ГПОУ НТСТиСО, жители Кемеровской области.
Сентябрь 2016 г. – июнь 2018 г.
Развертывание информационной кампании на сайте техникума и в социальной сети «В контакте» (публичная страница «Экологическая перезагрузка»):
размещение информации о проекте
привлечение волонтеров к участию в экологических акциях, проектах.
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Амурский политехнический техникум»
преподаватель ____________ Аверкиева И.А.
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
г. Амурск
Цели и задачи_____________________________________
Основные формы реализации программы______________
5. Этические принципы и экологическое мировоззрение____
6. Ожидаемый результат_______________________________
7. План мероприятий по экологическому воспитанию
на 2017 год_________________________________________
8. Программа экологического воспитания________________
«…с человеком, несомненно, появилась
новая огромная геологическая сила
на поверхности нашей планеты»
Сейчас, когда человек осваивает космос, экология, пусть не как знание, но хотя бы как термин, проникла в сознание каждого. Экология вышла за пределы понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства каждой личности. Экология касается всех, ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не пощадит никого. Следовательно, важно каждому приложить свои силы к сохранению окружающей среды.
Данная программа не содержит научных выкладок, она несет прикладной характер. Через конкретные дела, мероприятия учащиеся включаются в решение частных проблем своего двора, техникума, города. Используются различные формы работы с учащимися, затронуты проблемы и окружающей и природной среды, и экология города, и экология тела человека. Не оставлен без внимания здоровый образ жизни, учащимся предлагается задуматься о своих привычках, о своем питании, о физических нагрузках. Работа по этой программе позволяет достичь намеченных целей.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится не только общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее, но и среднему профессиональному образованию.
Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внеурочной деятельности обучающихся, целью которых является закрепление у студентов первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: экологический десант, экскурсии, научно-исследовательские работы и т.п.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности обучающихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно- полезные дела, а также участие обучающихся в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления обучающихся.
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать студентам общечеловеческие ценности гуманистического характера:
— понимание жизни как высшей ценности;
— человек как ценность всего смысла познания.
— универсальные ценности природы,
— ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
• компетентность в учебно-познавательной деятельности
(самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Основание для разработки программы:
— ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г.,
— Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002 г.
— Закон РФ «Об особо охраняемых территориях», 1996 г.
— Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 01.08.2015 года № 392 2017 год в Российской Федерации объявлен « Годом особо охраняемых природных территорий ».
1. Повышение уровня осведомлённости об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
2. Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности.
3. Развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.
4. Развитие стремлений к активной деятельности по охране окружающей среды.
5. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, способствовать стремлению к здоровому образу жизни.
6. Воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой.
7. Развитие гражданских и социальных инициатив.
8. Мониторинг эффективности Программы.
Программа экологического воспитания студентов реализуется при помощи различных форм внеурочной воспитательной работы:
— классные и библиотечные часы;
— исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования студентов под руководством преподавателей техникума;
— экологические праздники и мероприятия;
— участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
— практическая помощь природе – экодесант, субботники;
— походы и экскурсии.
1. Мониторинг развития нравственно-экологических ценностных отношений личности к природе, к самому себе;
2. Организация комплекса мероприятий направленных на повышение уровня осведомлённости в области экологии;
3. Научно-исследовательская и проектная деятельность, деятельность студенческого научно-исследовательского общества;
4. Сотрудничество с учреждениями, деятельность, которых направлена на развития экологического направления воспитания, участие в их мероприятиях;
5. Экологические мероприятия внутри техникума;
6. Мероприятия, направленные на применение и конроль экологических знаний.
5. Этические принципы и экологическое мировоззрение.
6. Ожидаемый результат.
— рост информированности студентов по вопросам экологических проблем
современности и пути их разрешения;
— рост качества мероприятий организуемых в рамках Программы;
— увеличение числа реализованных социальных проектов в области экологии;
— динамика мотивации ответственного отношения к окружающей среде.
7. План мероприятий по экологическому воспитанию на 2017 год
Организация работы по экологическому воспитанию
Встреча с представителями Болонского заповедника
(11 января – День заповедников и национальных парков,
Акция «Ненужную бумагу в нужное дело» (21 мая – Всемирный день лесов
(22 апреля – Всемирный день Земли, с 1990г. в России)
Акция «Сломанная сигарета»
(31 мая – Всемирный день без табака, с 1998г.)
Акция «Зеленый город»- озеленение территории техникума
(5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, с 1972г.; День эколога, с 2007г.)
Турслет для 1 курса (27 сентября – Всемирный день туризма, с 1979г.)
(11 октября – Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий)
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Мониторинг развития нравственно-экологических ценностных отношений личности к природе, к самому себе:
— Анкетирование студентов «Твой образ жизни. Сделай вывод сам», «Курение – вредная привычка», «».
Организация комплекса мероприятий направленных на повышение уровня осведомлённости в области экологии:
— Организация постоянно действующей выставки книг по проблемам экологии в библиотеке.
— Пополнение информационного банка по проблемам экологии в библиотеке АПТ.
— Классный час «Влияние экологических факторов на здоровье населения Хабаровского края».
— Включение экологических вопросов в программу производственного и теоретического обучения (безотходные производственные технологии, безопасные условия труда человека, влияние различных явлений окружающей среды, материалов на состояние здоровья человека).
Научно-исследовательская и проектная деятельность, деятельность студенческого научно-исследовательского общества.
— Организация работы со студентами по выполнению исследовательских работ по экологической тематике. Участие в ежегодной конференции студенческого научного общества.
Сотрудничество с учреждениями, деятельность, которых направлена на развития экологического направления воспитания, участие в их мероприятиях:
— Поддержание связи и осуществление контактов с официальными и общественными организациями г.Амурска:
а) Эколого-биологический центр «Натуралист»;
б) Болонский заповедник;
в) Городской ботанический сад;
г) Отдел охраны окружающей среды и природных ресурсов;
д) Администрации города и района.
Экологические мероприятия внутри техникума:
— Озеленение территории, прилежащей к АПТ (Акция «Зеленый город»), кабинетов и холлов колледжа.
— Систематическая уборка территории (Акция «Зеленый город»).
— Участие в конкурсе по изготовлению кормушек (Акция «С заботой о пернатых»).
— Участие в акции «Сломанная сигарета».
— Конкурс газет, рисунков, фотографий по проблемам экологии между группами.
6. Мероприятия, направленные на применение и контроль экологических знаний.
— Участие студентов в олимпиадах, конкурсах и неделях по экологии.
— Разработка творческих заданий для студентов: подготовить сообщение, статью о состоянии окружающей среды г.Амурска и района, об острых экологических проблемах, о работе общественных и официальных организаций города.